Воскресенье, 05.05.2024, 12:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Наследники ПРОМЕТЕЯ
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Разделы новостей
История [4]
Интересно [8]
Срочно! Всем! [15]
Аналитика Прогнозы [6]
История Святой Руси [0]
История родной земли
Родная Вера - Веды [0]
Вера от слов Ведать РА
Политика, Экономика, Законы [0]
Вор может быть только в законе. В КОНе - каноны, он быть не может
Наши БОГИ [0]
Заповеди Богов [0]

Наш опрос
Какой Вы веры или религии
Всего ответов: 462

Главная » 2010 » Июнь » 20 » Ивана Купала
Ивана Купала
18:37
Традиции праздника Ивана Купала

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца.
Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.
В день Ивана Купалы купались в росе и воде. Считалось, что Иванова роса помогает от угрей и прыщей, если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой.
Есть несколько народных примет на этот день. "На Иванов день солнце на восходе играет". "Сильная роса на Ивана -- к урожаю огурцов". "На Ивана ночь звездная -- много будет грибов". "Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться". А согласно пылкой фантазии якутов, в эту ночь совершаются самые невероятные чудеса.
Июль – месяц летнего солнцестояния. 7 июля многие народы отмечали один из самых древних праздников — Ивана Купалы (Ивана - Травника). Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. В коллективной монографии, посвященной исследованию народной культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, говорится о том, что "на большей части территории русских элементы купальской обрядности были частично утрачены. Но на Псковщине этот праздник сохранил свое первоначальное значение”.
Праздновать Иванов день начинали 6 июля. Из рассказов местных жителей мы узнали, что в этот день не работали -
только по крайней необходимости [… Карову абрядить, есть згатовить, сена убрать, а так не работали …].
Все информанты знают этот праздник. Чаще всего говорят о двух днях этого обряда. Первый день называют по-разному, иногда даже один и тот же человек: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка. Прошлогодний материал дополняет этот список: Иван Купала, Иван-Купальня, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван, Иванов день, Иван Купальный. В работе Т.Н.Ивановой / территория не указывается/ зафиксированы названия: Богослов, Иван Богослов, Иваньский день, Иван-Креститель; Купальный Иван; Заваркуш, Иван Травный, Иван Веничный; Иван-Градобой, Иван-Градобойник.
Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине используются как лечебные […Рвать хадили звярабой, рамашки, тыщалистник …] ( д.Красяково).
Также днем собирали цветы для гадания – богатки. Об этих цветах упоминали почти в каждой деревне, в которых мы были [Рвали багатки, загадывали желание на суженова и клали пот падушку или на потолок; если распустится цвяток, значит жылание сбудится], [Багатки рвали, пот подушку, на потолок торкали. Если распустится, будешь живой и здоровый, а если не распустится, то умрешь]. Отмечается этот обычай и в других деревнях. В работе А.Войтенко на материале Подмосковья записано гадание на 12 цветах: "Гадали в Иван Цветной. Иван-Цвет бывает в июле. Клали двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, щастья мне нагадай”. А сами цветы распределим и на каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цвет: берет цвет и говорит: "Этому чаво?” А тебе надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется”.
В д. Забелье-3 мы услышали, что в день перед Иваном вяжутся веники на весь год. Имеются об этом свидетельства и в
литературе о купальской обрядности на Псковщине.
Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки пели песни, но в разных деревнях они отличаются: например, в
деревне Забелье-3 исполняют песню:
[Разыгрался серый конь, Разбил землю копытом],
а в деревне Кросяково поют другую песню:
[Сегодня Купальня, а завтра Иван– Будет лихо, девки, вам].
Называют эти песни иванские.
По поверью, Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась временем разгула нечисти: на болотах
устраивались сборища колдунов и ведьм. Об этом пишут в исследовании "Историко - этнографические очерки Псковского края”/С.235/. В деревне Красяково мы узнаем, что [Ведьмы вечна затягивали в омуты- береговые, при воде живуть которые]. Чтобы уберечь от злых духов животных, люди выкапывают чертополох и вешают на хлев [Нада деда выкопать и повешать над дверями у хлеву, у хаты, на каптур], [перед Иваном нада деда выкапать, на хлев положить, чтобы колдуны кололись] (д.Осыно).
В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду. Как рассказывала Евгения
Александровна Дорофеева из деревни Забелье-3: […Вянки должны состоять из 16 видов трав, а трава разныя, и
калакольчик, и звяробой, тыщалистник, да разныя трава]. Из литературы известно, что в Порховском районе венки плели из 12 видов трав. Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях "молчаливая вода”.
Из литературы мы узнали, что повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь:
пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было
перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи.
В деревнях Себежского района мы тоже услышали, что в эту ночь могли закрыть трубу [Залисть на трубу, положить
стекло, чтобы дым у хате был] (д.Красяково).
А костры в настоящее время на высоких местах возле деревни разжигает молодежь - по традиции. Уже два года
празднуется этот праздник и в самом городе Себеже. Население всего города и окрестностей (старые и молодые, а также родители с маленькими детьми) собирается вечером на центральной площади возле озера. Для них приготовлена
развлекательная программа, звучит музыка, песни. Ровно в полночь зажигаются громадные костры, которые расположены на плавающих плотах. А над возвышенными местами вокруг побережья озера поднимаются столбы дыма: в деревнях, расположенных поблизости: там тоже горят купальские костры.
Категория: Интересно | Просмотров: 1960 | Добавил: naslednici | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024